""

Содержание

Является ли почта России монополистом

Согласно п. 16.1.1 Положения о закупке, утвержденного заказчиком, у единственного поставщика могут осуществляться закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», и отсутствует альтернатива поставщику (подрядчику, исполнителю). В рамках услуги по отправке EMS отправлений будет осуществляться пересылка письменной корреспонденции в пределах РФ. Возможно ли заключение договоров как с единственным поставщиком услуг почтовой связи, отправки ЕМС отправлений и почтовых марок с Почтой России по п. 16.1.1 Положения о закупках товаров, работ услуг и согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если закупка почтовых марок и услуг по отправке EMS отправлений оказываются заказчику в рамках услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, заказчик вправе осуществлять такую закупку на основании 16.1.1. Положения о закупке. В противном случае закупка должна осуществляться на основании иных пунктов положения о закупке.

Обоснование вывода:
I. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», далее — Закон N 223-ФЗ).
Субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ) является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Исчерпывающий перечень сфер деятельности, в которых существуют условия естественных монополий, дан в п. 1 ст. 4 этого Закона. К таким сферам отнесены, в частности, услуги общедоступной почтовой связи.
ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи. На настоящий момент оно включено в этом качестве в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль*(1).
К видам деятельности, осуществляемым субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи, относятся: пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) и передача внутренней телеграммы (п. 1, п. 2 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»).
Отметим, что законодательством не установлено запретов либо ограничений на оказание субъектом естественных монополий помимо услуг, указанных в Перечне, иных, «конкурентных», услуг. Поэтому ФГУП «Почта России» вправе оказывать услуги, не относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, например, продажу канцелярских товаров, марок и маркированных конвертов, в том числе в розницу.
Следовательно, полагаем, если реализация марок и маркированных конвертов происходит в составе общедоступных услуг связи, оказываемых ФГУП «Почта России», такая закупка может квалифицироваться как закупка у субъекта естественных монополий и, соответственно, может осуществляться у единственного поставщика (смотрите, например, письмо ФАС России от 29.11.2016 N РП/82541/16)*(2). Если же осуществляется закупка марок и маркированных конвертов самих по себе, отдельно от услуг по пересылке внутренней корреспонденции, осуществлять такую закупку на основании п. 16.1.1. Положения о закупке заказчик не вправе (письмо Минфина России от 28.08.2017 N 24-02-05/55137).
II. Ни Законом N 147-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 не определено, относятся ли услуги по отправке EMS отправлений к видам деятельности, осуществляемым субъектом естественной монополии в сфере общедоступной почтовой связи. Однако, по смыслу положений раздела 3 и 9 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п, внутреннее отправление EMS является одним из видов почтовых отправлений, наряду с письмами, почтовыми карточками и бандеролями, пересылаемым в пределах Российской Федерации с помощью экспресс-почты.
Как показывает практика, услугами естественной монополии не признается доставка международных отправлений EMS (смотрите Тему 4 Обзора судебной практики. май 2017), решение ФАС России от 8 августа 2016 г. N К-1284-16, постановление Девятого ААС от 03.08.2017 N 09АП-22992/17). Аналогичных решений в отношении услуг по доставке внутренних отправлений EMS нами не обнаружено. Поэтому, на наш взгляд, как и в случае с закупкой почтовых марок, если услуги по отправке EMS отправлений оказываются заказчику в рамках услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, заказчик вправе осуществлять такую закупку на основании п. 16.1.1. Положения о закупке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

27 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Является ли почта России монополистом

OMZ » 09 фев 2018, 17:22

Re: Почта России по п.1. ч.1 ст. 93

sviv » 09 фев 2018, 17:27

Re: Почта России по п.1. ч.1 ст. 93

владимир60 » 10 фев 2018, 10:11

Re: Обсуждение: закупка марок и маркированных конвертов

владимир60 » 10 фев 2018, 10:14

Выявление фактов закупки знаков почтовой оплаты у единственного поставщика ФГУП «Почта России» как субъекта естественной монополии согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС (№ 44-ФЗ) как правило приводит к назначению штрафов виновным должностным лицам. Однако в 2017 году появилась позиция ФАС России о правомерности осуществления знаков почтовой оплаты без проведения торгов и запросов котировок у ФГУП «Почты России». Автор статьи рассматривает неоднозначные позиции ФАС России в отношении закупки почтовых марок.

Напомним, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внут ренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» государственные знаки почтовой оплаты – почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Согласно указанному перечню, к сфере деятельности субъектов естественных монополий не относится продажа знаков почтовой оплаты-марки, маркированных конвертов и почтовых открыток.
br> Так, Московский УФАС России, рассмотрев акт проверки соблюдения Центральной акцизной таможней законодательства о контрактной системе, не нашел у заказчика правовых оснований для заключения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ по той причине, что ФГУП «Почта России» не является монополистом в области продажи почтовых марок для почтовых отправлений. Таким образом, заключение государственного контракта на поставку государственных знаков почтовой оплаты у единственного поставщика не допускается (см. Постановление о прекраще нии административного производства Мос ковского УФАС России № 4-7.29-959/77-16 от 31.10.2016).

В другом случае, проверкой прокуратуры Новгородской области установлено, что заказчик – Комитет ЗАГС и ООДМС Новгородской области, разместив извещение о закупке у единственного поставщика на поставку государственных знаков почтовой оплаты, на основании пункта 1 части 1 статьи 93 № 44-ФЗ, заключил с ФГУП «Почта России» государственный контракт на поставку знаков почтовой оплаты. С позиции прокуратуры, в связи с отсутствием в ранее указанном Перечне знаков почтовой оплаты, заказчик обязан осуществлять закупку на поставку знаков почтовой оплаты конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а не путем заключения договора с единственным поставщиком – ФГУП «Почта России». В нарушение вышеуказанных требований законодательства о контрактной системе, Питерова Н.В., являясь на момент принятия решения о закупке знаков почтовой оплаты ответственным должностным лицом государственного заказчика – начальником Управления бухгалтерского учета, финансового обеспечения и противодействия коррупции Комитета ЗАГС ООДМС Новгородской области, определила единственного поставщика на поставку государственных знаков почтовой оплаты, в обход требуемых законом процедур. Таким образом, прокуратура Новгородской области усмотрела в действиях Питеровой Н.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

Читать еще:  Что можно ввозить в Китай

Как следует из постановления о назначении административного наказания Новгородского УФАС России № 1783/03 от 08.04.2015, при принятии данного решения Питерова Н.В. руководствовалась решением предыдущего руководителя контрактной службы, заключившего контракт на покупку марок знаков почтовой оплаты с ФГУП «Почта России» как с единственным поставщиком в феврале 2014. Кроме того, виновным должностным лицом также отмечалось, что осуществление закупок почтовых марок государственными заказчиками путем проведения электронного аукциона или запроса котировок неизменно приводит к признанию их несостоявшимися и к заключению контракта с ФГУП «Почта России» как с единственным поставщиком, а начальная (максимальная) цена контракта составляет номинальную стоимость почтовой оплаты марочной продукции.

Вместе с тем, с учетом допущенных Питеровой Н.В. нарушений Закона о КС, а также специфики объекта рассматриваемой закупки (поставка государственных знаков почтовой оплаты) назначен штраф в размере 30 000 рублей за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика субъекта естественной монополии ФГУП «Почта России» с нарушением требований, установленных законодательством о контрактной системе.

Однако, автор статьи обращает внимание на разъяснительное письмо ФАС России от 29.11.2016 №РП/82541/16. Как отмечено ФАС России, Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» определено, что государственные знаки почтовой оплаты являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи. Согласно п. 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи, государственные знаки почтовой оплаты применяются для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи. При этом, ПП РФ от 24.10.2005 № 637 «Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет ФАС России, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Кроме того, Приказом ФАС России от 15.03.2016 № 232/16 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденций (почтовых марок, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России» установлены тарифы на виды отправлений и услуг, осуществляемых ФГУП «Почта России», в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции. На основании изложенного, ФАС России считает, что продажа государственных знаков почтовой оплаты не должна рассматриваться как отдельная услуга, так как является подтверждением оплаты оказанных услуг общедоступной связи, в связи с чем заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика ФГУП «Почта России» на оказание услуг, указанных в Приказе № 232/16, рукодствуясь при этом п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Какова роль монополий в сфере закупок

Естественная и искусственная монополия

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2019 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Читать еще:  Магазин беспошлинной торговли

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Вопросы также часто возникают при определении цены контракта. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.

Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).

Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).

Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.

Картель и монополия: в чем разница

Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

Вопрос-ответ: Является ли Почта России монополистом в области продаж почтовых марок для почтовых отправлений?

Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О связи» (далее Закон о связи) и Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О почтовой связи» (далее Закон о почтовой связи), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона о связи сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

В соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи почтовые отправления – адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры;

В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О связи» услуга связи – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

Деятельность ФГУП «Почта России» — субъекта естественной монополии в сфере услуг общедоступной почтовой связи регулируется Федеральным законом от 17.08.1995г. №147-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О естественных монополиях»

В соответствии со статьей 28 Закона о связи тарифы на услуги общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) входит в Перечень услуг общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 (ред. от 03.11.2011).

Тарифы на услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) регулируются государством. Для ФГУП «Почта России» тарифы утверждены Приказом ФСТ РФ от 13.03.2012 № 26-с/1 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2012 № 23556)

В соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи письменная корреспонденция – простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты; государственные знаки почтовой оплаты – почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи;

В соответствии с пунктом 25 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:

а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;

б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;

в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, где товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, ФГУП «Почта России» не является монополистом в области продажи почтовых марок для почтовых отправлений, так как почтовые марки – это государственные знаки почтовой оплаты, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции. ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии на рынке услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции. Стоимость услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции регулируется государством.

Какова роль монополий в сфере закупок

Естественная и искусственная монополия

Статья 3 № 147-ФЗ определяет понятие «естественная монополия» как ситуацию на рынке, когда отсутствие конкурентов позволяет наиболее эффективно удовлетворять нужды потребителей из-за специфики производства уникальных товаров (услуг). Спрос здесь меньше зависит от цены, по сравнению с обычными видами продукции.

Производитель товаров и услуг в такой ситуации является субъектом ЕМ. Точно определить, какая к естественной монополии относится отрасль, можно в ч. 1 ст. 4 № 147-ФЗ. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам. Сделать такую транспортную сеть наиболее эффективной и прибыльной можно только тогда, когда ею будет заниматься одна компания.
  2. Перевозки по железным дорогам. Все ж/д пути в России принадлежат ОАО «Российские железные дороги», которая, в свою очередь, является естественным монополистом.
  3. Сетевая передача тепловой энергии и электричества. Такие монополисты, как, например, ПАО «Ленэнерго», снабжают светом Санкт-Петербург и Ленинградскую область. А значимых конкурентов у этой организации нет.
  4. Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных). Здесь также все централизовано для того, чтобы работа перевозчиков была контролируемой и безопасной.
  5. Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура. Так как поставщик на рынке только один, потребители вынуждены платить за эти услуги по тарифам, которые устанавливает государство.
  6. Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России». Конечно, существуют и другие операторы, но их доля рынка не превышает 1 %.
Читать еще:  Код валюты фунт стерлингов

Вышеуказанные отрасли — это исключения, на которые не распространяется антимонопольное законодательство. Такое положение дел исключает недобросовестных конкурентов. Более того, работу монополий регулирует и контролирует государство.

Искусственная монополия — это состояние рынка, когда одна компания поглощает своих конкурентов и так централизует капитал, либо она производит уникальные товары или услуги.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Естественная монополия — это понятие, которое дошло до нас из античных времен. Тогда несколько продавцов могли объединиться, чтобы получить полный контроль над отраслью, что давало им возможность устанавливать любые цены на свои товары или услуги.

Сейчас почти все цивилизованные государства имеют антимонопольные законы, чтобы оградить покупателей от произвола продавцов. Но это касается в первую очередь искусственных монополий, где речь идет о сговоре компаний. Создание же естественной монополии всегда оправдано. Такая организация не мешает экономическому развитию страны, а наоборот, позволяет производить и продавать продукцию эффективно, безопасно и выгодно для всех сторон.

Рассмотрим ситуации, при которых имеет смысл создать естественную монополию:

  1. Большой объем выпускаемой продукции позволяет продавцу снизить затраты на ее производство и, как следствие, стоимость. Это значит, что и итоговая цена будет приемлемой для потребителя. Например, если бы в Санкт-Петербурге работало два метрополитена с одинаковыми направлениями, то их доходы были бы вдвое ниже, что, в свою очередь, привело бы к двукратному повышению стоимости жетона.
  2. Нецелесообразность входа на рынок новой фирме с похожей продукцией. Например, чтобы составить конкуренцию ГУП Водоканал Санкт-Петербурга, фирме-конкуренту придется проложить свою водопроводную сеть. Это влечет большие затраты, которые даже в отдаленном будущем вряд ли окупятся.
  3. Низкий спрос. Это касается специфичной продукции, такой как ледоколы. Заказчиком здесь выступает только государство, поэтому наличие нескольких производителей экономически неоправданно.

Стоит добавить, что монополия более стабильна, по сравнению с искусственным аналогом. Последний может раздробиться на несколько компаний-конкурентов. А естественная монополия будет существовать до тех пор, пока не появятся принципиально новые технологии либо пока резко не изменится спрос.

Добавим также, что ограничивают конкуренцию с целью:

  • снижения издержек производства за счет увеличения его масштаба;
  • гарантий бесперебойной работы отраслей за счет отсутствия слабых и недобросовестных компаний;
  • государственного регулирования жизненно важных отраслей экономики.

Монополия как заказчик по 223-ФЗ

Закон устанавливает общие принципы и требования закупочной деятельности для субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 2 ст. 1). У каждой компании, которая работает в рамках данного акта, должны быть разработаны и опубликованы план и Положение о закупках.

Однако действие закона не имеет силы для субъектов монополий, когда выручка от их регулируемой работы не превышает 10 % от выручки за все виды деятельности за предыдущий календарный год. Информация о таких суммах размещена в ЕИС. Данное правило касается и дочерних организаций субъектов монополий. Но здесь разница в выручке составляет 5 %, по сравнению с суммой, полученной за разные работы в предшествующие 4 квартала (п. 1 и 2 ч. 2.1 ст. 1).

Пример закупок естественной монополии

Речь пойдет о российской компании-гиганте ОАО «РЖД». В ее ведении находятся все грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Даже те локомотивы, которые принадлежат сторонним компаниям, должны пользоваться путями РЖД, а значит, и подчиняться существующим там правилам.

Эта монополия в России имеет множество дочерних организаций, которые делают ее деятельность практически автономной. К ней относятся институты, в которых разрабатывают конструкторские решения; заводы, где ремонтируют составы и другую необходимую технику, торговые предприятия и т. д.

Конкуренция в данной отрасли полностью отсутствует, т. к. вход в эту нишу рынка практически невозможен. Причина — колоссальные и неоправданные затраты на строительство новой ж/д сети.

При этом услуги, предлагаемые РЖД, нельзя назвать уникальными. Альтернативой ж/д перевозкам может служить воздушный, водный и автомобильный транспорт. Тем не менее покупатели часто делают выбор в пользу железных дорог, т. к. там у них есть возможность перевезти большой объем груза надежно и безопасно.

Учредитель и единственный акционер гиганта — государство. Оно же полностью контролирует руководителей компании, а также охраняет положение ее, как монополия.

Цены на перевозки РЖД устанавливает самостоятельно, мало ориентируясь в этих вопросах на спрос.

Таким образом, ОАО «Российские железные дороги» можно смело назвать монополистом в своей отрасли. При этом для конечных потребителей такое положение дел также наиболее выгодно.

Закупочную деятельность компания осуществляет на основании 223-ФЗ и Положения о закупках. В 2019 году она стала лидером по объему закупок по 223-ФЗ, в 2,5 раза обогнав ПАО «Газпром».

Помимо проведения торгов, здесь настроен юридически значимый электронный документооборот, а также организовано хранение и актуализация нормативных и справочных материалов.

Для работы на площадке поставщики должны получить сертификат ключа проверки ЭЦП в конкретном месте — удостоверяющем центре АО «НИИАС» (дочерняя компания РЖД). Далее необходимо зарегистрироваться на самой ЭТЗП и только после этого подать электронную часть заявки.

Монополия как поставщик по 44-ФЗ

Приобрести продукцию у субъектов естественной монополии государственные заказчики могут через закупку у единственного поставщика (п. 1 ч. 1 ст. 93).

Здесь важно правильно определить, действительно ли поставщиком является естественная монополия. Сделать это можно либо ориентируясь на отрасли, в которых работают подобные организации (п. 1 ст. 4 № 147-ФЗ), либо обратившись к соответствующему реестру:

Однако поставщика может и не быть в таком реестре.

Так, например, ФАС в Письме № АЦ/31173/15 от 23.06.2015 разъяснила, что при заключении контракта с единственным поставщиком на услуги связи можно руководствоваться ПП № 637 от 24.10.2005. В этом документе определен список услуг электросвязи, цены на которые устанавливает Федеральная служба по тарифам. К тому же такие услуги относятся к сфере естественных монополий. Все это дает заказчику право заключить сделку с единственной компанией, даже несмотря на то, что последней нет в реестре монополий.

Вопросы также часто возникают при определении цены контракта. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ, покупатель оплачивает оказываемые ему услуги согласно показаниям приборов учета. При этом ч. 2 ст. 34 Закона гласит, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок действия сделки.

Минэкономразвития России опубликовало Письмо № Д28и-150 от 04.02.2015, в котором рекомендует при заключении таких контрактов указывать цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Последняя величина может быть рассчитана на основе показателей прошлых периодов и грядущих изменений (например, расширение штата).

Если объем потребленных ресурсов не соответствует запланированному, то заказчик может предложить изменить контракт, увеличив или уменьшив его стоимость на 10 % или меньше (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95).

Пример формулировки условия об установлении цены государственного контракта вы можете скачать ниже.

Картель и монополия: в чем разница

Итак, мы разобрали понятие монополии, которое подразумевает превышение полномочий лицами, занимающими доминирующее положение, или совершение ими действий, противоречащих законодательству. Закон № 135 определяет это как монополистическую деятельность (п. 10 ст. 4). Если такой факт фиксируется чаще двух раз в течение 3 лет, считается, что такие действия носят систематический характер (п. 11 ст. 4).

Картели же представляет собой форму монополистической договоренности между фирмами-конкурентами, которые производят, продают или закупают схожие товары и услуги. При этом каждый участник такой сделки сохраняет юридическую независимость. Их цель — получение преимущественного положения на рынке. Так они достигают контроля над ценообразованием, объемами производства, условиями продаж и т. п.

Помимо картелей, существуют и другие формы подобных союзов. При этом многие из них могут быть вполне законными:

  1. Концерн (конгломерат). Создать его могут предприятия из разных отраслей, но с общим капиталом (например, ЗАО «Газметалл»).
  2. Чистая монополия. Возникает, если фирма является единственным производителем уникального продукта.
  3. Синдикат. Такое объединение организовывают с целью централизованного сбыта продукции (например, «Единая торговая компания»).

Стоит рассмотреть и такой термин, как картельный сговор — соглашение конкурентов в отношении какой-либо сферы деятельности. Например, поддержание, снижение или завышение цен в сфере закупок, которое достигается следующими действиями:

  • чередование заявок — участники сговора подают заявки с наиболее выгодными ценовыми предложениями;
  • проигрышные заявки — поставщики подают заведомо невыгодные для заказчика предложения, чтобы победителем стал конкретный участник;
  • отказ от участия — конкуренты специально не подают предложений, чтобы победила определенная компания.

Чтобы лучше понимать, что такое картельный сговор, рассмотрим схему «Таран» (Определение Верховного Суда РФ № 308-КГ16-1857 от 08.04.2016). В качестве примера возьмем аукцион на капремонт школы с НМЦК 18 163 774,00 руб. Для участия в процедуре было подано 4 заявки.

Через 10 минут после начала торгов участники 1 и 2 снизили цену до 8 400 000,00 руб., (на 54 %). Поставщик № 4, не состоявший в сговоре, не стал подавать более низкое предложение, т. к. для него оно было бы нерентабельным. Вместо этого он заявил адекватную цену 15 450 000,00 руб. Похожим образом поступил и поставщик № 3 (цена 15 217 309,65 руб.).

При рассмотрении вторых частей заявок участникам 1 и 2 отказали в допуске, т. к. они не предоставили копии допусков СРО. Так, победителем стал третий участник сговора с ценой 15 217 309,65 руб.

В ходе расследования данного дела судом было установлено, что участники 1, 2 и 3 находились в картельном сговоре, чем ввели в заблуждение 4-го поставщика, и, как следствие, ограничили конкуренцию.

Подобные действия влекут за собой как административную ответственность для юрлиц, так и уголовную — для физлиц (ч. 1 ст. 178 УК РФ).

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector